Небольшой опрос, проведенный социологом Чарльзом Лэндри, показал, что
гости Новосибирска гораздо лучше думают о городе, чем его жители АВТОР книги «Креативный город»,
ведущий британский социолог в области стратегического развития и
планирования городов, в рамках форума Interra провел мастер-класс.
Заявленная тема этого мероприятия звучала так: «Искусство создавать креативный город: элементы креативного города и как твой город может стать более инновационным».
Можно сказать, что все передовые страны сегодня увлечены гонкой
за инновациями и борьбой за креативных, творческих специалистов,
способных к инновационной деятельности. Страны, обладающие огромными
запасами природных ресурсов, уже не могут стать передовыми, основываясь
только на этом богатстве. Без интеллектуальных запасов они могут
оказаться сырьевым придатком стран, которые сделали ставку на развитие
сферы знаний. Успешность экономического развития любой
страны, любого города зависит от того, как хорошо живется в нем этим
креативным людям, способным находить новые, нестандартные подходы к
решению даже старых проблем. Однако, по словам Чарльза
Лэндри, креативные люди, как правило, довольно мобильны, они не могут
сидеть на одном месте. Особенно если это место не слишком комфортно для
реализации их креативных идей. Для того чтобы удержать таких
специалистов, гарантию дальнейшего стабильно развития, город сам должен
стать креативным. Современные города должны даже выглядеть
иначе, чем те, в которых мы привыкли жить. По мнению Лэндри, можно
говорить об эпохе небоскребов. «Но как чувствует себя человек, находясь внизу, на земле, рядом с такими громадинами? Насколько уютно жить в таком городе?»
— спрашивает Лэндри. Сегодня нужны города, которые приподнимают,
вдохновляют. Город должен стать тем местом, где хочется жить и работать.
И главное, где комфортно жить и работать. Чарльз Лэндри
привел интересную статистику: раньше люди сначала выбирали компанию, в
которой хотят работать, и только потом обращали внимание на город.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. «Это очень
большой и очень важный сдвиг, — считает Лэндри. — сегодня люди сначала
выбирают город, в котором хотели бы жить, а уж потом ищут в этом городе
работу». Именно поэтому важно сделать город наиболее
привлекательным для того, чтобы привлечь туда как можно больше отличных,
талантливых, креативных специалистов. Любой город должен
стать местом, в котором хочется творить. Креативный город должен
позволять ощущать возможности, открывающиеся перед человеком. «Есть
несколько критериев, по которым можно оценить креативность города.
Подумайте о Новосибирске, — призвал собравшихся на мастер-класс Лэндри. —
Насколько бы вы оценили его по десятибалльной шкале, учитывая, что один
— это очень плохо, а десять — просто великолепно? Давайте измерим
Новосибирску пульс». Забегая вперед, отметим, что,
как показал мини-опрос, проведенный Чарльзом Лэндри, гости города
гораздо лучше думают о Новосибирске, чем его жители. Критерий
первый: политическая и общественная организация города. Способствует ли
организация структуры города развитию креативности, присутствует ли
здесь креативность мышления? Как выяснилось, жители
Новосибирска довольно низко оценивают политическую организацию города в
плане креативности, всего на три с половиной балла, гости города
поставили пятерку. Критерий второй: отличается ли Новосибирск
от других городов? Своеобразен ли он? Интересен ли опыт Новосибирска
другим городам? По этому критерию оценка жителей и гостей отличалась всего на один балл: четыре и пять соответственно.
Критерий третий: открытость города. Насколько открыт город
физически — легко ли в нем передвигаться? Насколько он открыт ментально?
Не против ли он, чтобы в нем жили представители различных культур и
религий? Гостям Новосибирска, которые поставили шесть баллов,
город кажется куда более открытым по обоим параметрам. Жители города
ограничились оценкой четыре с половиной. Критерий четвертый:
можно ли назвать город предпринимательским? Как здесь мотивируется и
поощряется энергия, инициатива, есть ли структуры, которые поддерживают
предпринимательские инициативы? Легко ли здесь продвигать инновации?
Смотрит ли город далеко вперед или ограничивается краткосрочными
перспективами? «Судя по вашим оценкам, Новосибирск ужасен, но в этом плане у него все прекрасно»,
— прокомментировал Лэндри поставленную новосибирцами оценку шесть с
половиной баллов. Но и здесь гости снова дали больше — семь баллов. Критерий пятый: насколько город понимает, в какую сторону он должен развиваться? «Мир
всего один. Обычный европейский город живет так, как будто в нем три
мира. Новосибирск же живет так, как будто в нем пять миров, — рассказал о
своих впечатлениях Чарльз Лэндри. — Может быть, креативность должна
быть сосредоточена на одном мире?» В
наблюдательности британскому специалисту не откажешь. Новосибирск
действительно живет так, как будто в нем пять, если не больше миров. Это
транспортно-логистический центр, инновационный город или промышленный
центр, а может быть, культурная столица Сибири? Ответа на этот вопрос
специалисты, обсуждающие неоднократно имидж Новосибирска на различных
заседаниях, совещаниях и круглых столах, так пока и не нашли. И по этому параметру гости снова оценили Новосибирск выше, чем его жители: пять баллов против трех с половиной.
Критерий шестой: система университетов. Открыты ли они, или это
империя внутри себя? Как организована система обучения? Возможно ли
здесь получить качественное образование? Как связаны между собой
формальные и неформальные мероприятия? «Вот Interra — это неформальное мероприятие, и это здорово!» — заметил Лэндри.
Как показал мини-опрос, с образованием в Новосибирске все не так
уж и плохо. Образование от жителей города получило чуть более высокую
оценку, чем предпринимательство, — семь баллов. Гости города
расщедрились на девятку. Что ж, можно сказать, что это отличный
показатель. Критерий седьмой: насколько физически привлекательно это место? Насколько комфортно ощущают себя здесь люди?
С физической привлекательностью города не все так хорошо, как,
например, с образованием. Здесь даже гости города поставили низкую
оценку — четыре балла. И на троечку оценили город по этому параметру его
жители. Критерий восьмой: каковы в городе возможности для
отдыха? Как здесь развита система здравоохранения, комфортно ли
чувствуют себя в городе пожилые люди? «Это очень плохо»,
— прокомментировал Чарльз Лэндри единицы и двойки, которые поставили
городу его жители. Правда, несколько, возможно, очень любящих свой город
новосибирцев поставили довольно высокие оценки, чем дотянули средний
балл до четырех. Гости поставили пять. Критерий девятый:
насколько профессиональным является город? Выполняет ли он свои обещания
или только говорит о них? Профессионализм Новосибирска гости оценили на
шесть, а жители поставили четверку. Конечно, этот мини-опрос
вряд ли можно считать показательным, все-таки оценка по всем этим
критериям — вещь довольно субъективная, участие в опросе принимали не
так уж и много людей. Однако тенденция заметна — гости города намного
лучше думают о Новосибирске, чем его жители. Что ж, можно признать, что
несмотря на все споры о том, каким же быть Новосибирску и невозможность
прийти к одному мнению, имидж города создается правильный, такой, что
заставляет верить всех неновосибирцев, что тут все довольно-таки хорошо.
«Люди, которые не живут в Новосибирске, гораздо
лучше думают об этом городе. Это очень интересно. И я скажу почему.
Потому что образ Новосибирск на самом деле больше ориентирован на тех,
кто живет не в Новосибирске», — высказал свою точку зрения Чарльз Лэндри.
Для того чтобы жители города ставили ему гораздо более высокие
оценки, чем это было на мастер-классе знаменитого британца, одного
образа недостаточно. Тут уже нужны другие инструменты для улучшения
отношения к городу, но это совсем другая тема, для совершенно другого
материала. А мы лучше посчитаем напоследок средний балл,
который получил город. От горожан Новосибирск получил твердую четверку
(напомним, что по десятибалльной шкале), а от гостей — 5,7.
Новосибирску есть куда расти как в плане формирования имиджа (по
приведенным оценкам, по разным критериям можно понять, чему стоит
уделить больше внимания), так и в плане развития и совершенствования
самого города. «Несмотря на индустриальное прошлое
Новосибирска, ключевым его качеством является, пожалуй, тот факт, что он
расположен на пересечении транспортных путей. Тогда как раньше
Новосибирск был центральным узлом железных дорог и транспорта, сейчас
ему нужно стремиться стать местом сосредоточения идей и инноваций. Как
раз это и происходит сейчас в Чикаго, а Новосибирск, как известно, это
российский Чикаго», — резюмировал Чарльз Лэндри.
|