Мультики – это не просто развлечение для детей, это настоящее искусство, позволяющее в том числе и ребятишкам проявить свои творческие способности, раскрыть свою душу и талант. В этом уверены участники и организаторы 13-го мастер-класс-фестиваля детского анимационного кино «Жар-птица», проходящего в детском лагере имени Кошевого под Новосибирском. В этом году, невзирая на экономический кризис, фестиваль продолжает расширять свои границы: приехали более 100 детей из 50 студий из 30 городов, от Ялты до Владивостока. А 56 руководителей студий со всей страны обменялись опытом работы с юными мультипликаторами. Причем, невзирая на то, что это мероприятие пользуется поддержкой Министерства культуры и ряда других официальных структур, какого-то давления чиновников, говорят организаторы, они не ощущают.
«Видите, мультипликация она настолько многогранна, что у нас, как бы сказать, настолько разнообразные формы, фильмы… Что можно под любую проблему прикрыть ее чем-то. Ну, а на самом деле с некоторым доверием к нам относятся. Понимаете, в этом году студии нашей 43 года», - говорит Петр Анофриков, худрук детской киностудии «Поиск», член Союза кинематографистов.
Мультфильмы позволяют детям раскрыть себя, говорят преподаватели. Главное, не пытаться им что-то навязать, иначе это будет творением педагога, но никак не самого ребенка.
«Роль преподавателя, я не люблю вообще слова педагог. Роль преподавателя здесь направить. То есть не самому сделать, а направить в нужном, так сказать, направлении. Преподаватель у нас вообще-то он как бы со связанными сзади руками должен быть. Потому что все должен делать ребенок», - пояснил Петр Анофриков.
Каждый день фестиваля на «Жар-птице» начинается с просмотров: юные авторы и их руководители показывают участникам фестиваля свои фильмы. Затем проходят подробные обсуждения работ: взрослые получают наставления мастеров, а дети обсуждают увиденное на так называемом «совете подмастерьев». Этим фестиваль «Жар-Птица» отличается от многих других смотров. Тем, что основное внимание тут отводится не конкурсным показам и призам, а обсуждениям, мастер-классам, общению, то есть обучению, которое необходимо педагогам. Обмен мнениями иногда получается жарким. Но и полезным прежде всего для юных аниматоров, которые и сами узнают что-то новое от своих коллег, и охотно делятся уже приобретенным опытом.
«Я смотрела один мультик у моего преподавателя на компьютере и я честно ничего не поняла бы без обводки. Потому что если бы они не обводили, то я честно ничего не поняла. А они обвели и сделали правильно. Потому что у них все было плохо понятно, когда они обвели, я сразу все поняла», - поделилась Саша, 7 лет, участница фестиваля из Кольцово.
Вкусы у ребят разнятся, хотя из числа опрошенных нами все оказались сторонниками полнометражных мультфильмов.
«Мне нравятся полнометражные фильмы. Например, «Головоломка» - прикольный фильм, мультфильм», - рассказал Егор, 8 лет.
«Наверно, это все-таки большая авторская анимация, чем какая-то телевизионная, то есть сериал типа «Маша и медведь». Лучше, когда один раз и хорошая авторская анимация – это мой выбор», - говорит Даша, участница фестиваля из Красноярска.
А вот в творениях юных мультипликаторов нет границ. Темы самые разнообразные и фантазия воистину неисчерпаема.
«Всевозможные темы. Очень рада, что они сами себя интересуют, это очень замечательно. На мой взгляд человек должен задумываться о себе обязательно. Ну, безусловно, животные. Вот этой темой прошибают всех сразу. Сразу слеза вышибается и все прекрасно», - поделилась Елена Тихонова, руководитель студии мультипликации детской киностудии «Поиск», член Союза кинематографистов.
В отличие от многих других фестивалей здесь не борются за призовые места. Здесь нет Гран-при, вторых или третьих мест. Поэтому официоз здесь не приветствуется, и это в чем-то даже отличительная черта новосибирской детской мультипликации.
«Например, в Эстонии очень любят фильмы нашей студии «Поиск». Потому что они у нас часто бывают очень придурошные, очень такие экзотическо-придурошные очень. Очень непонятные, очень интересные и балдежные», - рассказала Елена Тихонова.
Среди гостей фестиваля уже четвертый год известный московский режиссер-мультипликатор, автор фильмов «Болеро», «Ветер вдоль берега», «Длинный мост в нужную сторону», «Дочь рыбака» Иван Максимов. Он предпочитает новосибирский фестиваль многим официозным его аналогам, проводящимся с участием приглашенных «звезд», с помпой и официозом. И считает, что именно эту атмосферу «Жар-птице» нужно сохранить.
«Любой пафос он портит и атмосферу для участников, и создает какую-то нервозность по поводу престижа, призов, еще каких-то вещей. Лучше, чтобы обстановка была такая, чтобы участники не думали об успехе вообще и не соревновались как бы», - говорит Иван Максимов, режиссер-мультипликатор (Москва).
По словам Ивана Максимова, главное – не пытаться навязать детям какие-то условности, задачи, структуры и цели. Искусство не должно создаваться для чего-то, оно создается, как проявление чувств и таланта того или иного человека. Поэтому с младшими детьми всегда очень интересно работать, а вот старшеклассники частенько уже испорчены школой и навязываемыми ею рамками и условностями. Не дать ребятам погубить свои таланты, пожалуй, главная задача работы и детских студий и всего этого фестиваля. И, похоже, судя по постоянно растущему числу участников и победам наших юных мультипликаторов на международных конкурсах это неплохо удается. Невзирая на то, что по словам специалистов, и оборудование у нас похуже, чем в той же Франции и финансирование ощутимо меньше. Но любовь к своему делу творит чудеса, и не исключено, что именно из этих ребят –участников фестиваля «Жар-птица» вырастет новый Уолт Дисней, способный перевернуть наши представления о мультипликации, как виде искусства.
|