Важно
ли наблюдать за тем, что происходит в других медиа-культурах? Как
меняется та же американская медиа-среда, под воздействием более сильных
или более долгосрочных факторов, чем те, которые мы чувствуем у себя, в
России? Насколько они, реально, нас опережают? Такими вопросами задается
в своем блоге "Пост-журналист" Василий Гатов.
"Конечно, медиа-среды взаимосвязаны. Перемещаясь из
страны в страну, ты совершаешь и путешествие в пространстве, и
путешествие во времени. Одни страны прошли определенные стадии – скажем,
перешли на цифровое вещание. Другие – еще даже не начали всерьез
видеть, каковы последствия этого перехода", - пишет Гатов.
По его словам, в одних странах медиа-потребление
практически полностью перестроилось под цифровую реальность (до такой
степени, что его даже традиционными методами измерить не удается), в
других пока эта перестройка в процессе, в третьих (как в России) – два
параллельных мира, один из которых, скажем, отражает медиа-реальность
прошлого века, а второй находится примерно там же, где медиа-сообщество
США.
Как подчеркивает журналист, важно понимать, что наиболее
развитые национальные медиа-среды очень сильно различаются. "Иногда
настолько сильно, что любое сравнение становится бессмысленным. Попытка
увидеть решение российских, скажем, проблем в Германии – что для прессы,
что для ТВ – лишена смысла. Технические и поведенческие,
законодательные и маркетинговые особенности немецкого рынка невозможно
воспроизвести в другой стране. Тем более в такой неорганизованной и
атомизированной, как Россия", - отмечает Гатов.
"Сходство с Америкой – и выводы из американского опыта –
более релевантны, - считает он. - Равно как и заимствования – по целому
ряду причин. Впрочем, есть одна немаловажная особенность, которую стоит
иметь в виду, строя медиа-перспективы в России на основе найденных в
Штатах идей и моделей".
С одной стороны, размер страны, разнообразие социальных
условий, сообществ как территориальных, так и вертикальных,
сложносочиненный федерализм и т.д. – общее для двух медиа-сред.
Существенные различия в уровне жизни и, соответственно, уровне
потребления (а также сопутствующих этому потреблению услуг) можно учесть
– не rocket science. Чего нельзя учесть – и что принципиально важно при
моделировании на основе американского опыта – это разной эволюции
медиа-сред России и США. Причем дело даже не в первой поправке.
"США как один из технологических лидеров не только в
области стартапов, но и в области маркетинга, наводнен специалистами по
продажам. Они любую идею, любое предложение, даже перспективно
абсурдное, в состоянии втюхать определенному количеству американцев,
которые, в свою очередь, настолько простодушны, чтобы его, это
предложение купить и пользоваться", - продолжает Гатов.
Американский медиа-рынок развивался гораздо более
последовательно, осваивая платформу за платформой, формат за форматом,
перебирая варианты и предоставляя "невидимой руке" решать, какой из них
жизнеспособен. Размер и разнообразие условий этим экспериментам
способствовали – и после каждого в обществе потребителей оставался
"длинный хвост" сторонников этого неудачного, отринутого варианта.
Российский рынок, получивший медиа-инновации практически
уже в "готовом виде", обладал чужим знанием – какие стадии обучения
следует перескакивать. Прыжки, совершаемые (в особенности, в
интернет-эпоху), становились все более синхронными – смотря на
сегодняшнее стартаперское поколение, можно смело утверждать, что область
придумывания у них практически ничем не отличается от американской. Те
же фавориты, те же бизнес-идеи, почти те же технологии – только меньше
понимание "как это делается", и меньше умение продавать.
Российская медиа-среда стремительно даже не догоняет, а
перегоняет американскую – как, впрочем, и индийская, например, – делая
ставку на мобильный интернет, потому что проводного, высокоскоростного в
стране явно меньше, чем мобильного, считает журналист.
И вероятность того, что в Усть-Зажопинске есть GRPS
больше, чем вероятность присутствия там DSL-провайдера с разумными
ценами на безлимит. "Перепрыгивание" в область мобильных медиа
происходит – по крайней мере в раздраженном Ред Буллем мозге стартаперов
– быстрее, чем освоение реальных возможностей "обычного Веб".
Как относительно законопослушная к правилам копирайта
страна, Америка также лишена одной важной российской проблемы – жесткой
формы пиратства, соответственно, создаются возможности для эффективной
продажи через интернет качественного кино- и теле-контента. Netflix,
Hulu, непосредственно сайты и приложения каналов – все это растет,
поддерживаемое спокойным согласием американцев за какие-то 10 долларов
обладать правом доступа к всем тем фильмам и сериалам, которые мы качаем
с торрентов или смотрим на пиратских стриминговых сервисах.
Именно в этом спокойном согласии – основа бешенной
капитализации Netflix и приличных перспектив продажи цифровых подписок
на наиболее востребованные "бывшие печатные СМИ". Осталось только
сделать эти "бывшие печатные СМИ" действительно достойными подписки,
разграничить бесплатное по определению новостное содержание с подлинно
качественным и достойным оплаты.
"Полагаю, что этот процесс получает достаточную поддержку
с обеих сторон – издатели видят уже совсем близкий конец бумаги
(которую давит не столько рекламный спад, сколько рост стоимости
размножения и дистрибуции), и торопят редакции и маркетологов. С другой
стороны, есть и движение со стороны читателя/пользователя – не такое
ясное, но "промериваемое" современными маркетинговыми инструментами –
люди не против платить, если найдена адекватная и понятная им стоимость,
а взамен они получают что-то новое и удобное, при этом сохраняющее
качества бренда, - пишет Гатов. - Это может быть и веб-сайт, и мобильное
приложение, и даже, вы удивитесь – новое печатное издание. Но – новое и
удобное, насыщенное качественным содержанием и smart – умное, для
умных".
Где сейчас находится в американских медиа "зона инноваций"? - спрашивает блогер.
Прежде всего, в области новых форм и интерфейсов. Крупные
и средние медиа-компании, поджавшись, обрезав "жир", распродав
недвижимость и совершив прочие ритуальные танцы кризисного времени,
смогли выстоять. Их балансы положительны, прибыли – пусть невеликие –
имеются, социальная и политическая власть – тоже никуда, в общем, не
делась. Телевидению кризис дался легче, газетам – тяжело, журналам –
кому как, – но в целом, не без потерь, медиа-среда сейчас значительно
более "здоровая" экономически, чем была в 2007 году, перед началом
кризиса.
Однако, следует признать, что подавляющее большинство
американских медиа – что печатных, что электронных – пошли по пути
наименьшего сопротивления. Основной упор в эволюции/революции был сделан
на новые интерфейсы – от самого простого решения, от переделки дизайна
бумаги, эфира или сайта, до относительно сложных, типа создания
"конвергентного продукта", частично существующего на бумаге, а полностью
– в онлайне или на планшете. Механизмы создания таких продуктов были –
несмотря на слова – везде примерно одинаковыми: издатели создавали task
force, которая работала над прототипами, прототипы наполнялись
контентом, в основном, существующих продуктов – и с красивыми бантиками и
рюшечками "новые интерфейсы" выкатывались потребителю.
Самые продвинутые – например, The New York Times – пошли
более широким "фронтом". Они зашли со стороны контента и стали
экспериментировать с ним. Появились мультимедиа-редакции, во главе с
гениальным ДеВигалом, которая делает удивительные штуки, украшающие
международные конкурсы и даже иногда видимые на сайте NYTimes, однако…
Однако это все равно пока эксперименты, причем довольно камерные –
основа бизнеса как была, так и осталась в бумаге.
Даже заработав на "цифровых активах" более 100 млн
долларов, NYTimes все равно остается прежде всего газетой. Самой лучшей,
самой передовой – но газетой. И, несмотря на "поход со стороны
контента", нью-йоркский гигант все равно пока ограничивается играми с
интерфейсом (основных сайтов). "Песочница", в которой R&D Lab New
York Times играет в достаточно серьезные игрушки –
http://beta620.nytimes.com/, группа альфа-версий – одна с семантическим
движком, другая с придуманным внутри "социальным агрегатором", а третья с
нативным HTML5 кроссвордом – пока лишь обозначает, где находится самая
передовая компания отрасли, добавляет Гатов.
Значительные деньги были потрачены Рупертом Мэрдоком на
эксперимент с The Daily – но, несмотря на сотни тысяч закачек в период
"бесплатности", издание для iPad не стало ничем. Его не упоминает даже
мэрдоковский Fox News – настолько "никаким" получилось дитя
эксперимента.
"Американцы, как я уже сказал выше, народ очень
настырный. Они действительно проверяют до конца, работает или не
работает фиговина, идея, бизнес и т.д. Ровно до того момента, когда уже
ни по какой отчетности компания не может считаться ликвидной. Проверили
(и продолжают проверять, с переменным успехом) иллюзию гиперлокальности,
- пишет он. - Гиперлокальность – это когда газета для квартала, или
журнал для микрорайона. Или веб-сайт, который описывает жизнь,
потребление и услуги нескольких улиц".
В первой части структурного/финансового кризиса ряд
теоретиков выдвинули идею, что такие медиа более жизнеспособны. Более
того, ранние эксперименты, в основном, за счет благотворительных фондов,
показали, что "в этом что-то есть" – при душевном подходе к работе
гиперлокальные сайты "срабатывали". Читатели читали, местные
рекламодатели местно рекламировали, все были счастливы. Однако при
попытках масштабирования начались сбои. Оказалось, что в одном районе
работает – в другом не работает. В одном штате отношения с рекламными
агентствами удаются – а в соседнем они в упор не видят никакой
гиперлокальности. И, самое главное, оказалось, что стоимость управления
системой из сотен, иногда тысяч таких микросайтов при американском
подходе к количеству, качеству и стоимости менеджеров начинает
зашкаливать.
В целом, это направление еще пробует – нельзя сказать
однозначно, было ли оно миражем или все-таки нужен какой-то другой
масштаб.
Интересно, что "инновациями" в основном занимались
газеты. От безвыходности, чаще всего, и под давлением акционеров или
кредиторов. Телевизионные станции и производители телеконтента если и
занимались чем-то, то мало и незаметно. За годы кризиса выросло и стало
заметным Current TV (www.current.com – проект Альберта Гора, прообраз
телеканала "Дождь" www.tvrain.ru) . Инновационные на Current TV в
основном темы и режиссура – с точки зрения программирования, сетки,
коммуникаций и всего остального это обычный качественный кабельный
канал, который просто на время допустил зрителей к со-творчеству на
просторах канала, и тем самым получил высокий уровень лояльности
коренной аудитории. Остальные телеканалы в основном "сидят на яйцах",
пожиная плоды кризиса у других медиа и завистливо смотря на динамику
интернет-рекламы.
"И последняя заметка на сегодня – с "мостиком" к
следующей группе, про "настоящий" интернет. The Daily Beast пожрал
Newsweek. Сегодняшний журнал, руководимый матерью "Дневного Чудовища"
Тиной Браун, на себя непохож, хотя и продолжает делать вид наличия связи
времен. Много лет назад Демьян Кудрявцев, кажется, первым додумался до
печатного журнала про Интернет – который был с изумлением приобретен
Медиа-Мостом и благополучно закрыт в кризис 98-го. Но "журнал про
Интернет" в 98-м был действительно инновационным. Печатать The Daily
Beast на бумаге – точно никакого отношения к прогрессу не имеет", -
заканчивает Гатов.