Французский дух похож на славянский и, в частности, русский. Здесь
свобода, там - воля.
Французы видят крайности и бездны, но не спешат ринуться туда. Ни в
бездну полного порабощения или порока, ни в крайности солипсизма и
непубличной святости. Русские испытывают все на себе, они не
присматриваются и не балансируют, они устремляются и ощущают. Структура
духа одна. Поведение прямо противоположное. Вопросы поставлены
одинаково, но решены диаметрально противоположно. Это один и тот же тип
индивидуализма, принципиально отличный от Одиссева или Энеева. Здесь
главное чувствовать (у русских) и мыслить (у французов), там -
открывать мир или его поддерживать (у греков и германцев), и завоевывать
или строить его (у римлян -
итальянцев). Французское "Равенство в политической толпе" и
русская "Святая Русь" одинаково бесформенны и устремлены к равенству и
братству (братанию). Но у французов
есть вектор движения, он в идее, в политике. У русских Святая Русь - это
короткая передышка, остановка в пути, Небесный Дом, это и церковь и
кабак, это братство людей, которым ничего друг от друга не надо, кроме
удовольствия общения. Русское "святое равенство-братство" также
скоротечно, но русский всегда знает, что за бутылкой, да и без нее, при
желании, он сможет излить душу и будет понят. Социальные ценности
французов и русских решают одинаковые личностные вопросы, но
политические роли у них противоположны - одна создает политическую силу,
другая ее поглощает. Наконец, французский абсолютизм
(Король-солнце) похож на российское самодержавие (Строгий царь). Только
французский король спасает французов от их Толпы, а русский царь спасает
русских от их Воли. Русский – приспособительно социален, француз активно социален: "Сильное
развитие социального инстинкта во Франции, без сомнения объясняется
также интеллектуальными и историческими причинами, но его первоначальный
зародыш следует искать, по нашему мнению, в быстрой заразительности
экспансивной чувствительности, при которой способность поддаваться
влиянию и оказывать влияние на других доходит до высшей степени. В самом
деле, существует ли на свете народ, на которого сильнее бы влияла
коллективная жизнь, чем на французов, постоянно ощущающих потребность в
общении и гармонии с окружающими? Одиночество
тяготит нас: единение составляет нашу силу и в то же время наше счастье.
Мы не способны думать, чувствовать и наслаждаться в одиночку; мы не
можем отделить довольства других от нашего собственного. Вследствие
этого мы часто имеем наивность предполагать, что-то, что делает
счастливыми нас, способно осчастливить мир, и что все человечество
должно думать и чувствовать, как Франция. Отсюда наш прозелитизм,
заразительный характер нашего ума, часто увлекающего другие нации,
несмотря на прирожденную флегму одних из них и на недоверчивую
осторожность других. Обратную сторону этого свойства составляет
недоброжелательная тирания по отношению к окружающим, заставляющая нас
во что бы то ни стало добиваться, чтобы они разделяли наши чувства и
мысли" (А.Фуллье). Француз слишком политичен, русский совсем
аполитичен. Француз создает завихрение идей и потом уж - вихрь массовых
убийств, русский - сам завихрение страстей. Поэтому, можно сказать, что
Король-солнце спасает француза от его ума, а русского Строгий
царь - от его страстей. И те, и другие держат свой камень за
пазухой против соседей и своих "графьев-бояр". Оба внешне любезны и
покорны, но брось спичку - взрываются как сухой порох. Оба не видят цели в медленном приращении богатства, но часто попадают в цепкий капкан мелочной алчности. Оба столь же завистливы, сколь легки - элегантны (для французов) или задушевны (для русских). Оба
влюбляются в социальные мифы, только французы от стремления к
политическому идеалу и желанию ощутить сладкий вкус победы, а русские -
от жажды внутреннего и внешнего умиротворения. Но русские
ненавидят богатство и разрываются между любовью-ненавистью к своему
государству, а французы люто ненавидят любого "благодетеля", который
хоть немного ущемил его свободу, пусть в обмен за статус, власть и
богатство. Русские же отдают свободу спокойно, довольные тем, что у них
есть их "воля". Или бегут в старообрядцы и
казаки. Столь разительное сходство (а прямая противоположность –
это тоже признак сходства)славян (русских) и французов (кельтов) не
случайно. Тем более что и циклы их
наций-общин полностью совпадают. Видимо, это прямое следствие кельтского
происхождения славян. Славян – тех же кельтов, во II-I веках до н.э.
рассеченных германским клином на западную и восточную части, и
оставшихся на востоке в стране венедов-"поморцев" и может быть,
бастарнов. Карл Великий стал первым, зафиксированным историей,
французским монархом. Правда, до него был Верцингеторикс, о котором мы
тоже кое-что знаем, но он проиграл войну Цезарю, и
потому не стал Королем-солнцем. По крови Карл был германцем-франком, но
строил
именно галльскую монархию. Поскольку галлы были еще в начале
своего "весеннего макросезона" и политически входили в систему
германского мира и права, Карл не смог структурно закрепить ценность
Короля-солнца, он лишь сам стал таким "Солнцем". Его галльские
новации после его смерти в основном быстро отмирают, как умирает и сама
империя Карла. Но после империи Карла осталась феодальная система как
завершенная иерархия. После Карла остался и вознесенный на недосягаемую
высоту авторитет римского епископа - галльский подарок германскому
комплексу. Французы и русские похожи друг на друга и своими
комплексами. Оба они приобрели комплекс "покоренного". Французы (галлы)
были завоеваны римлянами, потом франками-германцами. Русские были
подчинены норманнами, потом попали в рабство к монголам. Конечно,
это несколько осовремененное описание галльского духа, отталкивающееся
от сакральной формулы эпохи социальных революций "Свобода - Равенство -
Братство". Действительно, революционерами в эту формулу был отлит
древний галльский архетип. Хотя реконструкция первооснов и
первопричин галльского духа затруднена тотальной латинизацией Галлии в
начале христианской эры, все же, коротко, попытаемся сделать некоторые
выводы. Если дух греков формировался в собраниях жителей территории
полиса - политической единицы (в экклесии), у римлян - в искусственной
небольшой синкретической
территориально-религиозно-социально-политической общине (курии), то
галльский - в раблезианской карнавальности восстаний, военных походов и
манифестаций. В наше время вместо "Короля-солнца" можно говорить
об "идейном" централизованном государстве в отличие от римской
универсалистской "низовой" республики и греческой (германской)
партикуляристско-"боковой" и "братской" империи. Римляне разделяют,
выделяют универсалии и объединяются "снизу", греки и германцы
пристраиваются "сбоку", а галлы складываются в пирамиду
централизованного государства "сверху", от идеи и представления об
идеальном государстве и обществе.
|