Россия и
Соединенные Штаты имеют, безусловно, много схожих и различных черт. Их
переплетение формирует неповторимое своеобразие двух великих держав, их
сложные взаимоотношения и особенности общественных и государственных
систем. Вряд ли возможно рассмотреть весь этот комплекс сходств и
отличий между Россией и США в одной отдельно взятой статье. Поэтому
попытаемся рассмотреть политические традиции обеих стран и сравнить их.
Что
сразу же бросается в глаза при попытке сравнить традиции двух стран в
этой сфере? Прежде всего, некая неравноправность. Причем одновременно в
имидже и во времени. В самом деле, американская демократическая
политическая система является, в основном, кстати, благодаря усилиям
самих американцев, в определенном смысле, эталоном для других стран.
Российская – критикуется даже внутри страны. Неравноправие во времени
также налицо: политсистема США появилась в 1787 году, Российской
Федерации – в 1991.
Напрашивается вопрос: как вообще можно проводить параллели?
Ответ:
можно, если мы поймем, что политическая система, и, тем более,
политические традиции нашей страны появились отнюдь не двадцать лет
назад, а намного раньше. Российские политические традиции находятся под
влиянием советского периода, времен Российской Империи, эпохи
Московского государства, Древней Руси и даже византийского политического
опыта. Разумеется, чем ближе тот или иной период истории России к нашим
дням, тем сильней и явственней ощущается его наследие. Однако стоит
рассмотреть подробней воздействие этих периодов и сравнить их с
американской политической традицией. Стоит сразу же отметить
своеобразную раздробленность российской политической традиции, как бы
разделенной между этими историческими эпохами, иногда сменявшими другу
друга революционным путем. У американцев же был только один такой
водораздел – Гражданская война.
Однако
вернемся к пяти периодам нашей родной традиции. Что дал России
византийский опыт? Его не надо преувеличивать, но также наивно думать,
что, при таком колоссальном культурно-религиозном влиянии, ни одна
политическая черта не перейдет к государству-реципиенту. В данном случае
таким культурным реципиентом была именно Киевская Русь, и если она и
взяла что-то существенное от Второго Рима, так это имперский код. Именно
его, а вовсе не «византийскую» науку интриговать, известную всем
мало-мальски состоявшимся политическим образованиям, мы взяли от
Константинополя. Причем под кодом в данном случае понимается
определенный образец политического мышления. В нашем случае речь идет о
том, как государственное образование экспансионистского типа приобретает
устойчиво выраженную идеологию, во-первых, провозглашающую священным
само это образование, а во-вторых, объединяющую его подданных в некую
новую идентичность.
Важную
роль сыграл и собственно древнерусский государственнический опыт. Ведь
экспансионизм – это та черта, которая приобретает огромное значение без
всякого византийского влияния – она изначально присуща древнерусскому
государству, активно расширяющему свои границы.
Говоря
об имперской идентичности надо сказать, что Киевская Русь до конца ее не
сформировала, равно как и обожествляющая идеология лишь коснулась умов
древнерусской феодальной элиты. Зато вот в Московский период и
православная мессианская идеология, и придание правящей власти
священного статуса проявились, что называется, на полную катушку.
Добавьте к этому знакомство с восточной деспотией в лице Золотой Орды, а
также постепенный закат посадского демократизма, и мы получим важную
черту нашей политической традиции – монархическое самодержавие. Причем
именно самодержавие, а не абсолютизм, ведь основы русской неограниченной
монархии всегда были, в первую очередь, религиозными, а не правовыми.
Однако
не будем вдаваться в подробности, уводящие нас от основной темы статьи,
и взглянем вперед: на очереди у нас Петербургский период – Российская
Империя. В это время российская политическая традиция испытывает сильное
воздействие западных идей. Но что же мы видим? Эти традиции намного
больше касаются формы государственной власти, а не ее содержания. Все
тот же монархизм, все тот же имперский код. Да, ослабевают его
религиозные основы, хотя все российские императоры по-прежнему принимают
Православие, да, становится иным этнический состав высшей элиты, в
которой все чаще мелькают вестфальские и голштинские фамилии, но
единовластие никуда не исчезает. Хотя оно начинает подтачиваться
революционными идеями. Но вот что удивительно, приходят к власти
революционеры, сметают, казалось бы, руками самого народа России все его
прошлое, создают новый мир, но! Единовластие, мессианизм и имперский
код только крепнут! Культ Ленина, культ Сталина, коммунистическая идея,
мощная экспансионистская Красная Империя – все то же, что и прежде. Да,
идеологическая начинка другая. Но черты политической традиции те же. Не
зря проводят параллели между Сталиным и Иваном Грозным, им же и Петром
Первым. «Оппозиционная» роль России в мире сохраняется, естественно,
остаются теми же и масштабы страны и стоящие перед ней задачи, а,
значит, сохраняется и тип политического руководства.
Но вот
наступает перестройка! Руководство России больше не хочет быть
оппозицией мировому порядку, причем ни в какой форме – оно собирается
стать его частью. Происходит прививка либеральных демократических
ценностей (кстати, к тому времени уже очень американских по своей сути).
Фразеология правящей элиты меняется до неузнаваемости. Причем
определенная советская реставрация 2000-2008 годов вовсе не отменяет эту
демократическую фразеологию. Зададим себе вопрос: а сильно ли изменили
все эти исторические трансформации мышление нашей элиты? Мессианизм
исчез точно, его нет сейчас в политике Кремля. Имперский тип мышления
поубавил в весе, но все же остался: представление о России как о великой
державе со своей исторической сферой влиянии налицо, ну а тенденция к
персонализации власти, положенная столетиями самодержавного
единовластия, не подточена даже дуумвиратом Путина и Медведева. В общем,
историческая преемственность все же есть.
Таким
образом, российская политическая традиция, несмотря на всю ее кажущуюся
молодость, не только имеет многовековую историю, но и сохраняет
значительную часть своих фундаментальных основ. К ним можно относиться с
диаметрально противоположных точек зрения, по-разному оценивать их
адекватность современному обществу, но отрицать наличие данного, по сути
своей авторитарного, типа политической традиции бессмысленно. Стоит
обратить внимание, что в число основных черт не входит внутриэлитарная
борьба кланов, присущая в той или иной форме любой политической системе,
и коррупция, являющаяся не традицией российской политсистемы, а
перманентным побочным продуктом ее развития.
Но что же с Америкой? В чем ее сходства и различия с политической традицией нашей страны?
Не надо
долго думать, чтобы понять, что мессианизм и имперский код – это именно
то, что делает наши политические традиции ближе. С самого начала своего
существования Соединенные Штаты и их политическая элита
руководствовались мессианской идеей истинно верной формы устройства
общества и мыслили при ее распространении весьма экспансионистски. «Мы
несем единственно правильную идею и распространяем ее все шире и шире» –
под этими словами могли бы подписаться Александр Гамильтон и Джон
О’Салливан, Альберт Беверидж и Теодор Рузвельт, Генри Люс и Рональд
Рейган, Джон Кеннеди и Уолтер Мид. Эти и многие другие политические и
общественные деятели представляли Америку как избранную страну, перед
которой стоит задача изменения «неправильного» мира по «правильному»
американскому образцу. Из этой предпосылки формировалась и внешняя
политика страны, особенно в XX веке. Неправда ли, схожесть с российской
(а особенно советской) политической традицией налицо? Прибавьте к этому
огромные размеры обеих стран, задающие масштаб стратегического мышления,
и Вы сможете понять, что между политическими традициями России и США
существуют не только различия.
Но,
конечно, забывать о том, что указанные сходства являются структурными, а
не содержательными нельзя. Все-таки различие между православным или
коммунистическим мессианизмом и мессианизмом протестантским или
либеральным катастрофически велико. Но и то, и другое – мессианизм. И
это важно помнить, особенно, когда мы говорим в таком стиле, что, мол,
Россия уже не преграда для США. Важно понимать, что, в независимости от
нашего личного отношения к какой-либо мессианской идее, есть только одна
страна, которая потенциально может составить Америке конкуренцию на
этом поле. И если в руководстве США есть стратегически мыслящие люди, то
они обязаны это учитывать. А значит, это должны учитывать и мы.
Возвращаясь
же к указанным трем фундаментальным основам российской политической
традиции, заметим, что в вопросе монархизма (единовластия и
персонализации власти) такого же сходства, как в первых двух основах,
конечно же, нет. Есть, правда, американская политическая и общественная
традиция первенства и лидерства, но ее исторические истоки не в
религиозном сознании (пуританизм формировал скорее суровые, но
демократичные, коллективные системы). Ее истоки в американском
индивидуализме и стремлении к максимально эффективной самореализации.
Американская самореализация зиждется на идее свободы и успеха, которая, с
точки зрения других цивилизаций, особенно тех, где сильны религиозные
корни, безусловно, разрушительна. При всей секуляризации и либерализации
российского общества такой степени индивидуализма в культурном и
политическом дискурсе у нас нет, и вряд ли когда-нибудь будет. Поэтому и
политическая система в США является намного более конкурентной и, в
целом, открытой. В то время как конкуренция в достаточно клановой
российской политической элите является чертой менее выраженной, и
проистекает в намного более закрытой форме. При этом необходимо избежать
крайностей и не говорить о том, что в США транспарентен каждый шаг
политического деятеля, а в России никто ни с кем не борется и царит
сплошная «брежневская стабильность». Кроме того, бюрократическая форма
организации государственного аппарата сглаживает практически любые
политические различия. Однако общая тенденция налицо.
Итого, в
рамках данной, весьма и весьма краткой и обзорной статьи, мы получаем
следующий вывод: те черты политсистем и политических традиций России и
США, что заложены духовными и геополитическими основами существования
стран, очень схожи по своей структуре (при разности содержания). Те же
черты, что происходят от форм самоорганиазции политического класса –
почти диаметрально различны. Итого, мы получаем две политические
традиции, которые стремятся к схожей роли в мире или его макрорегионах,
но при этом роль эту исполняют в совершено разном стиле. Тем самым,
конкуренция между Россией и США заложена самой историей. И чем больше
вероятность того, что у российского политического класса в обозримой
исторической перспективе появится мессианская или хотя бы национальная
идея, тем выше будет градус и географический размах конкуренции двух
великих держав. И это вовсе не та конкуренция, которой нам нужно
бояться. Потому что именно так Россия может вернуть утраченные позиции.
|