Пятница, 29.11.2024, 22:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
  • Кот Филя
  • Журналист Василий Акимов
  • Виртуальный рай
  • Страничка кота Аполлона (Зайки)
  • Персональный сайт кота Аполлона (Зайки)
    Главная » 2012 » Март » 6 » Сибирский Чикаго
    14:40
    Сибирский Чикаго
    У каждого города есть своя визитная карточка – одно или несколько зданий, сооружений, памятников, имеющихся только в этом городе, являющихся его «опознавательными знаками». Новосибирцы называют визитными карточками своего города оперный театр, стоквартирный дом, восстановленную часовню Святителя Николая, покровителя Новониколаевска, символизирующую географический центр России и, конечно, железнодорожный вокзал станции Новосибирск-главный. Из всех перечисленных объектов вокзал отличается, пожалуй, самой причудливой архитектурой. Причудливой не только и не столько по части архитектурных изысков, сколько каким-то «нестандартным» архитектурным стилем. Зданий, подобных новосибирскому вокзалу нигде больше и не найдешь. Инженер Галина Телегина, работавшая в проектном институте «Сибстройпуть» и участвовавшая в строительстве вокзала в 1936 году, в своих воспоминаниях, опубликованных в книге «Мой Новосибирск», проливает свет на загадку своеобразной архитектуры железнодорожного вокзала: «Ходили слухи, что новосибирский вокзал – точная копия с вокзала американского города Чикаго. Новосибирск хотели в свое время даже назвать Сибчикаго, потому что он развивался такими же рекордными темпами, как американский промышленный мегаполис». «Проект, который мы в нашем институте «привязывали к местности», был результатом совместных усилий киевлян, москвичей и новосибирцев, – продолжает Галина Телегина, – В первоначальном варианте в правом углу здания планировалась высокая башня. При корректировке проекта ее «срезали». Сейчас в этой «срезанной» башне, напоминающей скорее несколько неуклюжую пристройку, находятся комнаты отдыха и гостиница». Первый железнодорожный вокзал Новосибирска – деревянное одноэтажное здание с островерхой крышей и торчащими из нее трубами печного отопления – прожил до 1936 года. Вот каким увидел лицо нашего города ветеран труда, один из старейших жителей Новосибирска Михаил Старцев: «Август 1934. Деревянный вокзал станции «Новосибирск». Рядом – вся в лесах – громада нового строящегося вокзала, которая довлеет над всем окружающим. Я вышел из вагона, спустился по широкой деревянной лестнице, меня подхватил и вынес на площадь большой поток народа…» Официальные документы не содержат никаких сведений о роли творения чикагских архитекторов при строительстве новосибирского вокзала. Читаем в книге «Улицы расскажут вам…», 1973 года издания: «В 1930 году Московское архитектурное общество объявило всесоюзный конкурс на здание железнодорожного вокзала в Новосибирске. Первую премию получил проект архитектора Волошинова, который и был принят за основу. В работе по возведению вокзала принимали участие многие сибирские архитекторы: Гордеев, Тургенев (он же построил оперный театр), Лоскутов, Крячков (по его проектам в Новосибирске выстроены десятки зданий)». Возможно, сегодня кто-либо из новосибирцев, бывавших в Чикаго, сможет сказать, похож наш вокзал на американский или нет. История, как видим, этих сведений не сохранила. Зато о площади Гарина-Михайловского сохранились весьма любопытные данные: «… Тогда (10-20-е гг. ХХ века) она называлась еще Вокзальной и по краям ее тянулись торговые ряды, стояла деревянная церковь, а рядом – квасной киоск подпольщика Шеина, содержавшийся на средства Обской группы РСДРП. Задачей Шеина было принимать с поездов нелегальную литературу и передавать по назначению. Доставкой литературы к Шеину занимались Константин Гедройц и Дмитрий Шамшурин». В разряд комических достопримечательностей тех лет вошла вывеска, самая броская и в самом центре Вокзальной площади, в которой неграмотный артельщик забыл поставить точку: «ПРИНИМАЮ КОПТИТЬ И СОЛИТЬ МОНАХОВ» В период «развитого социализма», который современные историки охарактеризовали как застой, новосибирскому вокзалу пришлось несладко. Тогдашнее железнодорожное руководство в духе времени наставило у входов и выходов гипсовых пионеров с горнами. При этом ступени лестниц стерлись почти до основания, с потолков и колонн отвалилась лепнина, подвал стал обиталищем бомжей, а чердак – складом пожароопасного старого хлама. Кстати, несколько раз вокзал горел. К счастью, все пожары были локальными. Поэтому в сводках происшествий эти факты не отражались. В 1990 году вокзал начали реконструировать. Главная задача, поставленная тогдашним начальником Западно-Сибирской дороги Старостенко перед специалистами проектного института «Сибжелдорпроект», которым было поручено проектное обеспечение работ – воссоздать историческое лицо вокзала. Первой реконструировали ту самую «срезанную» башню в правом крыле и прилегающий к ней восточный зал. Больше всего пришлось потрудиться с полом и потолком. В первоначальном варианте на потолке были предусмотрены кессоны, в которых располагались оригинальной формы светильники. В центрах залов потолки украшали картуши в стиле вычурного сталинского ампира. Когда начался период архитектурного минимализма (результатом которого являются «хрущевки», в которых многие из нас живут по сей день), светильники поснимали, потолок со всеми архитектурными излишествами «зашили» и в прорезях установили люминисцентные лампы. Форму светильников удалось восстановить лишь по архивным фотографиям. Изготавливали их на частном предприятии по вновь разработанному индивидуальному проекту. Мрамор для пола, ступенек и колонн везли из Италии. Служащие вокзала вспоминают, что первый блин вышел комом – отделка не понравилась начальнику дороги. Все скололи, отшлифовали, привезли новый мрамор и облицевали заново. В западной части вокзала убрали скульптуры пионеров. Кассовый зал оборудовали компьютерами, подключенными к системе «Экспресс», что позволило значительно улучшить качество обслуживания пассажиров. Пионеров в виде исключения оставили возле входа в вокзал со стороны поездов – все-таки, это тоже наша история и гипсовые изваяния, пусть не представляющие художественной ценности, являются своеобразным памятником советской эпохи. Еще одна особенность, отождествляющая наш вокзал с западными архитектурными традициями – подсветка здания. В 36-ом году этого не было, а в 90-х на карнизе установили мощные прожектора, которые освещают стены. Издали силуэт вокзала кажется как бы выхваченным из темноты. Реконструкция продолжается и сейчас. Специалисты работают над переоборудованием багажной кладовой, которая находится в подпорной стенке (стена под противоположной частью моста через улицу Шамшурина). Предстоит заменить освещение, оборудовать современными приспособлениями рабочие места служащих вокзала там, где раньше применялся ручной труд.
    Просмотров: 1201 | Добавил: vasya | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Используются технологии uCozCopyright Кот Аполлон (Зайка) © 2024
    Вместе сделаем мир лучше! www.fond7lepestok.ru Благотворительный фонд Весна в сердце Бесплатное продвижение