Журналистика Великобритании В Англии начала 1980-х годов имелись только две информационные вещательные организации, транслирующие новости и телепередачи одновременно на всю страну, — «British Broadcasting Corporation» и «Independent Television News», каждая из которых обеспечивала около двух часов информационного вещания в день. К началу XXI века в этом островном государстве насчитывается уже пять поставщиков телевизионной журналистики, доступной для британской аудитории. Число часов телевизионных новостей, доступных специализированному абоненту, увеличилось за это время по экспоненте, поскольку, во-первых, круглосуточно вещающие информационные каналы вышли на спутниковую трансляцию и, во-вторых, увеличилось число служб утренних новостей. Радиожурналистика тоже значительно расширяется, увеличивая число национальных и местных каналов. В типологической системе английских печатных СМИ возник совершенно новый сектор «freesheet» — «горячие новости». Попробуем описать британскую индустрию журналистики и таким образом нарисовать своеобразную карту информационных служб Великобритании. Самый старый поставщик информационной журналистики в Великобритании, «BBC», начала жизнь в 1922 году при заводе радиоаппаратуры. Поэтому первоначально она финансировалась платой лицензии и акциями (долей платы за право продажи радиоприемников). В 1926 году радиовещательная компания была национализирована и получила свое нынешнее название — «BBC». С этого времени она была призвана служить культурной, моральной и воспитательной силой для усовершенствования знания, вкуса и стиля, манер и поведения аудитории. «BBC» имеет статус общественной корпорации и формально считается независимой, хотя контроль за ее деятельностью осуществляется правительством: оно определяет политическую направленность ее передач, ее финансы и состав руководства. Наряду с эфирным вещанием уже тогда «BBC» стала уделять большое внимание подготовке, записи и рассылке программ, предназначающихся для ретрансляции местными станциями. Эти передачи получили название «консервированных» или «расфасованных». Но, повторюсь, при условии поддержки Королевской хартией «BBC» была конституирована как общественная служба, финансируемая общественным налогообложением. Так продолжалось до 1996 года, когда Королевская хартия была пересмотрена в пользу привлечения коммерческого капитала. РАДИОВЕЩАНИЕ Несмотря на активное развитие телевидения, радио сохранило свою часть британской аудитории. Более того, начиная с 1986 года, интерес к радио в Великобритании постоянно растет, поскольку значительное число станций стало спутниковыми: с восьми часов сорока минут в неделю в середине 1980-х годов, прослушивание передач увеличилось к 1992 году до десяти часов 26 минут в среднем за неделю. В системе английского официального государственного радиовещания выделяется
несколько направлений: Во-первых, внутреннее вещание на английском языке на средних и длинных волнах, не предназначавшееся для зарубежных слушателей. Но малая территория государства, близость границ и неизбежное прослушивание передач в соседних странах предопределили необходимость перепланирования радиопередач с учетом того, что их будут принимать за рубежом. Во-вторых, радиовещание на английском языке на коротких волнах для зарубежных слушателей — продукт империалистической колониальной политики Англии, самое разветвленное, мощное и эффективное на сегодняшний день. В-третьих, вещание на иностранных языках на коротких и средних волнах для соседних и далеких стран, подчиненное задачам внешней политики Великобритании. В меморандуме «BBC» 1930-х годов «Империя и всемирное вещание» указывалось, что создание коротковолнового радиовещания преследует желание прибегнуть к сознательной радиопропаганде, — экспортируя сначала радиопрограммы, а затем и телевизионные, Англия сознательно осуществляла политику «культурного империализма». Стремление завоевать доверие на «стратегическом уровне» было и остается предметом особой заботы в деятельности «BBC», подчеркивающей, что если бы она объявила о том, что премьер-министр умер, а он появился на следующий день на улице, то его никто бы не узнал. Но в этом же меморандуме обращалось внимание на то, что возникшие в европейских странах коротковолновые станции, ведущие передачи на иностранных языках, могут сильно изменить информационную карту мира. «Британская империя, — декларировалось в документе, — не может оставаться в стороне и располагает ничуть не меньшим правом, чем остальные, — правом распространять свои идеи и свою культуру«. Господствующей вещательной компанией в Британской радиожурналистике до сих пор остается созданная в первые десятилетия ХХ века «BBC». Она ежегодно передает приблизительно по четыре тысячи часов национальных новостей, обозрений, и документальных программ по пяти каналам, что составляет приблизительно 30% выпуска общей радиопродукции, имея через спутниковые службы связи выход и на глобальную аудиторию численностью в сто двадцать миллионов человек. Корпорация 2. Поставка новостей коммерческим радиостанциям традиционно осуществлялась «Independent Radio News», до октября 1992 года принадлежавшей Группе связи королевской власти. Потом «IRN» слился с «ITN», переместившись в штаб-квартиру «ITN» в Лондоне, уже отсюда служба с сетевой структурой почасовых бюллетеней новостей передавала свою продукцию коммерческим компаниям страны последнее десятилетие минувшего века. В начале 1990-х годов маленькие радиостанции объединились в «Broadcasting Act dozens». Почти одновременно с этим возникло и несколько новых национальных каналов, имеющих как часть своей структуры вещания информационные службы. «IRN» продолжает снабжать эти станции. Но вместе с тем объединились и конкурирующие поставщики, такие как «National Network News» и «Europe FM». Большие и более богатые местные станции, типа «Radio Clyde» в Глазго, производят большую часть собственных новостей и радиообозрений. Однако самым популярным из СМИ в Великобритании остается телевидение. И здесь ведущей оказалась старейшая информационная вещательная корпорация «BBC». Напомню, что уже изначально «BBC» должна была стать главным поставщиком массовой информации в Великобритании, посвящая большую долю информационных ресурсов новостям, сначала по радио, и затем на двух каналах телевидения. Сегодня приблизительно 17% продукции телевидения сети «BBC» посвящены новостям и телепередачам. В 1990 году «BBC1″ посвятила миллион сто шестьдесят четыре тысячи часов новостям и телеобозрениям и девятьсот девяносто две тысячи часов другим программам, среди которых немаловажное место заняли документальные фильмы. Для «BBC2″ эти данные составляют двести шестьдесят восемь тысяч часов и миллион триста восемьдесят четыре тысячи часов соответственно. Управление новостей и телеобозрений — подразделение, ответственное за журналистику «BBC» — имело бюджет в 1991 году сто тридцать миллионов фунтов стерлингов (приблизительно 24% общих затрат телевидения). «BBC» имела монополию телевизионных новостей в Великобритании вплоть до 1954 года, когда была запущена коммерческая сеть, производившая собственные новости и телепередачи. «Independent TV» занялось созданием телепередач и документальных программ, в то время как производство новостей обеспечивалось «Independent Television News». «ITN» находился в коллективной собственности всех «ITV» компаний и управлялось по принципу — «не получают прибыль, производя». К 1988 году «ITN» использовал больше тысячи человек персонала для производства более чем двадцать пять часов новостей еженедельно. Большая часть новостей и телепрограмм «BBC» и всех новостных программ «ITN» создаются в Лондоне, а затем распространяются через сетевую структуру по всей Великобритании. При этом «BBC» и «ITV» обеспечивают и региональные информационные службы. Начиная с 1992 года, после слияния «Yorkshire-TV» и «Tyne-TV», в стране существует двенадцать независимых телекомпаний, охватывающих страну, каждая с собственными локально производящимися журналами, бюллетенями новостей, и текущими телепрограммами. И дело тут в том, что после лицензирования, результаты которого были объявлены в октябре 1991 года, каждой из компаний предложили делать больший акцент на региональной тележурналистике. «BBC» тоже имеет региональные ветви, производящие локальные телевизионные новости и программы. После того как в 1992 году «Юго-восточное BBC» и «Юго-западное BBC» слились в одно — «Южное BBC», эта вещательная корпорация насчитывает девять региональных отделений. С 1985 года Британское сетевое телевидение приобрело третьего поставщика журналистики — «TV-am», специально запатентованного, для обеспечения утренней службы новостей независимой телесети. «TV-am» включал в себя консорциум банка и масс-медиа, возглавляемые прежним руководителем австралийского «Channel 9″ Брюсом Гингеллом. Чтобы конкурировать с «TV-am», «BBC» пришлось выпускать собственные утренние новости. В октябре 1991 года «TV-am» потерял эксклюзив утренних новостей, он перешел к конкурирующей организации «Sunrise consortium». Это группа средств массовой информации, которые включают в себя «Guardian and Manchester Evening News», «STV» и корпорацию «Walt Disney». Новая служба начала трансляции с 1 января 1993 года, получив название «Good Morning Television» — «GMTV». Развитие спутникового телевидения привлекло к нему внимание крупных корпораций, сделавших ставку на коммерческое использование его возможностей. В Англии так и произошло: именно коммерческие структуры первыми приступили к реализации масштабных проектов космического телевидения. В 1993 году 15% британских телезрителей уже имели доступ к программам спутникового телевидения — либо через кабельные сети, либо через собственные приемные устройства. А через пять лет к «небесному» телевидению были приобщены уже около 30% британских семей. В 1989 году «News Corporation» Р.Мэрдока запустила канал «Sky News». Это был первый 24-часовой телевизионный канал новостей Англии. Он стал частью службы «Sky Television servise», передающей сигналы через спутник «Astra». «Sky News» стал четвертым национальным поставщиком новостей в Великобритании. В течение короткого времени, приблизительно шести месяцев, в стране существовал еще один спутниковый поставщик новостей — канал «British Satellite Broabcasting», который был запущен четырнадцатью месяцами после «Sky» на системе DBS. Между апрелем и октябрем 1990 года «BSB» и «Sky» боролись «дорогой» ценой за абонентов со своими полностью несовместимыми системами, теряя, по некоторым оценкам, до 1,25 миллиарда фунтов стерлингов. Ни Р.Мэрдок, ни консорциум, который имел «BSB», не могли выдерживать такие потери очень долго, и в конце октября 1990 года было объявлено, что сети спутниковой связи сольются, сформировав канал «BSkyB», 50% которого отдается «News Corporation», 16% — «Pearson», 12% — «Granada Television» и 3.7% — «Reed International». В начале 1992 года компания была уже на грани рентабельности, имея 2.8 миллиона домов подписчиков в Великобритании. «BSkyB», привлекшая в 1994 году к себе четыре миллиона британских абонентов, стала второй по числу подписчиков в Европе. К концу 1995 года компания предлагала своим подписчикам двадцать восемь разнообразных спутниковых каналов, главным образом — развлекательных. «Sky News» были первой английской круглосуточной телевизионной информационной службой. Им в течение ряда лет приходилось выдерживать конкуренцию американского производства «Cable Network News», принадлежащего американскому предпринимателю Т.Тернеру и работающего по той же технологии передачи сигнала. В апреле 1992 года «CNN» по примеру «Sky News», приступила к вещанию через спутник «Astra», таким образом, получив доступ к потенциальному рынку из приблизительно восьми миллионов домов и заявив себе как серьезной силе в Британских телевизионных новостях. В среднем в неделю в 1992 году «BBC» производила приблизительно шесть часов новостей и телеобозрений, тогда как «ITN» приблизительно — четыре. Абоненты со спутниковыми «Astra»-тарелками или кабельным телевидением могли, при желании, отслеживать новости в течение двадцати четырех часов в день. Примерно в то же время была предпринята попытка ворваться и в международный телевизионный рынок новостей, — путем создания «Всемирной службы BBC». В ноябре 1991, после нескольких лет планирования, была запущена глобальная служба спутникового телевидения «World Service Television News». «BBC» надеялась сделать службу «WSTN» основой для собственного круглосуточного внутреннего канала теленовостей, который конкурировал бы в Великобритании и со «Sky News», и с «CNN». Постоянный дефицит средств на развитие вещательной деятельности вынудил эту общественную корпорацию искать в начале 1990-х годов коммерческих партнеров для развития своих спутниковых служб, адресованных зарубежной телеаудитории. Уже в 1991 году был создан самофинансирующийся филиал — «Всемирная служба телевидения BBC», призванная обеспечить телевещание в глобальном масштабе. В зависимости от специфики региона, на который осуществлялось вещание, формировалась формула вещания и набор транслируемых программ. К 1993 году служба обеспечивала вещание на три континента — Европу, Африку и Азию. Европейский платный канал предлагал в рабочие дни восемнадцатичасовой набор программ, а в выходные — пятнадцатичасовой. В сетку вещания включали главным образом программы британских каналов «BBC1″ и «BBC2″. Европейским телезрителям предлагались программы новостей, включая получасовой международный новостной выпуск, комические сериалы, драматические, спортивные и детские передачи, а также документальные фильмы, в создании которых «BBC» добилась впечатляющих успехов. Прием передач осуществлялся либо напрямую (при наличии индивидуальной спутниковой антенны и декодера), либо через кабельную сеть. Азиатский канал британской Всемирной службы телевидения — первый круглосуточный канал «BBC», вещающий на зарубежную аудиторию — начал функционировать в ноябре 1991 года. Он предложил телезрителям в странах Азии ежечасные программы новостей, включая специальные выпуски, посвященные событиям на этом континенте, а также комментарии текущих событий. Прием его передач осуществляется свободно, при наличии индивидуального или коллективного спутникового приемного устройства. Информационный канал вещания для Африки начал действовать с апреля 1992 года. Телезрители могли знакомиться с его передачами, в том числе просматривая и эфирные передачи национальных телекомпаний, заключивших соглашение с «BBC» на прием и ретрансляцию программ канала. В ноябре 1992 года «BBC Enterprises», — коммерческий филиал «BBC», занимающийся продажей программ корпорации по всему миру и инвестированием полученных средств в производство программ и техническое развитие, — в сотрудничестве с британской коммерческой телекомпанией «Thames-TV» создали спутниковый канал непосредственного вещания «UK Gold». Он специализируется на передачах через спутник «Astra» развлекательных, драматических, комедийных, детских программ и сериалов, извлеченных из обширных «архивов» этих двух телекомпаний. Особенность Бибиси в отличие от Сиэнэн в том, что В отличие от «CNN» спутниковая служба «BBC» учитывает специфику аудитории в различных регионах мира. Вследствие этого, например, в Азии «BBC» имеет больше зрителей, чем созданная Т.Тернером спутниковая служба новостей «CNN». Итак, информационный рынок Великобритании достаточно многообразен, здесь существует приличная конкуренция между изданиями. Традиционно на рынке есть два типа СМИ — качественные и массовые. Если первые рассчитаны на подготовленных, образованных читателей, то вторые — на широкого потребителя информации. Здесь публикуются скандальные, разоблачительные истории, их «конек» — оперативность, сенсационность, яркая иллюстративность материалов, что собственно и привлекает к этим изданиям миллионы читателей. Именно броскостью в подаче публикаций, пусть даже в ущерб вкусу, такту, каждая из таких газет стремится взять верх над конкурентами. Это требует определенного набора личных качеств у работающих здесь журналистов. В жизни они могут быть вполне пристойными людьми, но к читателю выходить как прагматики, в меру циничные люди, не слишком скованные моральными обязательствами перед своими героями. Такими качествами в большей мере обладают люди молодого возраста. Этот набор воспитывается в них отнюдь не на университетской скамье. Неудивительно, что ради достижения главной цели, на работу в редакцию берется бойкий репортер, который хоть и обладает смутными представлениями о профессиональных критериях, но с полуслова понимает, чего от него ждут. Владельцы изданий, несмотря на разницу в политических и личных амбициях, руководствуются сугубо прагматическими задачами и потому в подборе необходимых им кадров частенько пренебрегают наличием у творческих сотрудников специального журналистского образования. Между тем, исследователи считают, что журналистика не только играет важную роль в экономике страны, но и является ключевой социальной и культурной силой в обществе. Так, по их подсчетам, в Англии 80% совершеннолетних читает, по крайней мере, одну национальную газету, 75% взрослого населения читает воскресные газеты, а основным источником информации британцев о событиях не только в мире, но и национальных является телевидение. С учетом этой исключительной роли профессия журналиста, казалось бы, давно должна восприниматься здесь с пиететом, в смысле ее пристального изучения. Но лишь в 1949 году Королевская комиссия по прессе провозгласила идею о необходимости создания журналистских курсов, призванных обеспечить профессиональную подготовку журналистских кадров. С тех пор споры о методике профессионального образования не умолкают. В самом деле, можно ли только теоретически научить такому важному направлению, как журналистика расследования, давно ставшему предметом гордости британских СМИ? Однако британские центры по изучению сферы массовых коммуникаций традиционно не очень охотно привлекают к образовательному процессу журналистов-практиков. Между практиками и теоретиками в Англии существует скрытое противоборство, что отражается на качестве обучения. Далеко не все журналистские центры несут ответственность и за организацию студенческих практик. Еще одна актуальная проблема этого образования заключается в том, что оно, помимо недостатка практики, страдает нехваткой общегуманитарных предметов. Журналистские центры пренебрегают преподаванием иностранных языков, мало обращаются к изучению культур других стран и народов, предпочитая обращать внимание преимущественно на технологические особенности профессии. В учебные программы ряда центров не входит и изучение истории, философии, стилистики родного языка. Получается что, с одной стороны, в ходе обучения журналистике в обычном университете студентам недостает обычного «тренинга», а с другой, — им не хватает образования в области культуры. И хотя последнего они по причине своего возраста и присущего ему максимализма могут не осознавать, это ярко проявляется во время их работы в средствах информации. Репортажи, особенно в местной прессе, временами поверхностны, обтекаемы, интервью страдают слабым проникновением в психологию собеседника. Да и столичные издания Великобритании не отличаются большой глубиной и содержательностью. К сожалению, примеров, подтверждающих наличие индивидуального, самостоятельного мнения в прессе этой страны, относительно немного, а те, что есть, чаще всего принадлежат политикам или политологам, но не самим журналистам.
Пресса делится на два типа газет: широкополосные солидные газеты, такие как «Гардиан», освещающие текущие общественно-политические события, и популярная «бульварная» пресса, или таблоиды, специализирующиеся на скандальных историях. В последние годы, правда, многие серьезные издания, как «Таймс» или «Индепендент», также были вынуждены перейти на формат таблоидов, сохранив при этом редакционную политику. Из 14 «национальных газет» – все они издаются в Лондоне, а читают их по всей стране – несколько газет имеют очень высокий тираж.
Имеется также более 6,5 тысяч периодических изданий, включая торговые и технические журналы и «домашние» журналы для отдельных компаний и организаций.
Журналы для женщин имеют наибольшее количество подписчиков. Юмористический журнал «Панч», когда-то очень популярный, прекратил свое существование в 1992.
К ведущим журналам, печатающим еженедельные политические обзоры, относятся «Экономист», «Нью стейтсмен энд сосайети», «Спектейтор» и «Трибьюн». Печатается много обзоров культурной жизни и искусства; самым уважаемым считается литературное приложение к газете «Таймс». К известным еженедельникам относятся также «Лансет», «Нейчур», «Нью Сайентист» и образовательное приложение к газете «Таймс».
Основными агентствами новостей являются холдинг «Рейтер», «Пресс Ассошиэйшн лимитед» и британское отделение «Ассошиэйтед пресс». Организации включают Ассоциацию газетных издателей, Институт журналистов, Общество газетчиков и объединения по цеховому принципу.
Радио. Регулярное радиовещание в Британии ведется с 1922 под управлением Британской радиовещательной корпорации (Би-би-си), получившей королевскую хартию в 1927. Радиоприемники есть практически в каждом доме, почти две трети британцев слушают радио ежедневно. В составе Би-би-си работают станции, передающие современную музыку («Радио 1»), музыку для взрослых («Радио 2»), программы о культуре и искусстве («Радио 3»), передачи разговорного жанра («Радио 4»), а также новости и спортивные программы («Файв лайв»). Компания подотчетна министру почт и телекоммуникаций, который в свою очередь подчиняется премьер-министру и парламенту. Юридические рамки программ компании ограничены тем, что Би-би-си лишена права на редакционные обзоры по общеполитическим проблемам, а политические передачи должны всегда носить серийный характер: всем крупным политическим партиям должно предоставляться равное эфирное время. Министр, отвечающий за вещание, имеет право регулировать часы вещания. Би-би-си финансируется главным образом за счет лицензионного сбора с каждой семьи, имеющей телевизор, а также журналов с программами и рекламой. Кроме того, парламент ежегодно предоставляет средства на оплату Всемирной службы Би-би-си. Всемирная служба Би-би-си вещает на коротких волнах, а также в ретрансляции на ультракоротких волнах, на 45 языках. Би-би-си сообщает новости, проводит уроки английского языка, дает сообщения о жизни в Британии и освещает события в области культуры.
Кроме того, существуют три общенациональных коммерческих радиостанции, передающих поп- и рок-музыку, спортивные программы и классическую музыку, а также около 200 местных независимых радиостанций.
Телевидение. Регулярные телевизионные передачи Би-би-си начала в 1936. К 1939 было зарегистрировано 20 000 телеприемников. В 1954 правительство разрешило создание коммерческого телевизионного вещания, альтернативного Би-би-си, предоставив право на открытие Независимого телевизионного агентства (НТА). В 1955 был зарегистрирован независимый канал ITV. В 1972 НТА было переименовано в Независимую радиовещательную организацию, а в 1991 преобразовано в Независимую телевизионную комиссию (НТК).
Телевизионное вещание ведется Би-би-си и частными телекомпаниями. Они охватывают вещанием 99% населения Великобритании, при этом средний британец проводит за просмотром телевизионных передач больше трех с половиной часов в день. Телевизионная служба Би-би-си ведет передачи по двум каналам (Би-би-си 1 и Би-би-си 2), а также имеет международный телеканал новостей «Би-си-си Уорлд», финансируемый из коммерческих источников. В 2000 корпорация Би-би-си запустила новый телевизионный канал «Би-би-си Парламент», освещающий работу парламента, в первую очередь палаты общин. НТК выдает лицензии и регулирует работу независимых телевизионных компаний. Основные каналы независимого телевидения – ITV, 4-й канал и Пятый канал. Кроме того, в последнее время широкое распространение получили спутниковое и кабельное телевидение, предлагающее телезрителям десятки новых каналов. Основным владельцем платформы цифрового спутникового телевидения, а также канала круглосуточных новостей «Скай ньюс» является «Бритиш скай бродкастинг». Наряду со спутниковым развивается наземное цифровое радиовещание. В настоящее время Би-би-си имеет шесть цифровых каналов, в том числе BBC News 24; ряд коммерческих станций также имеют собственные программы в цифровом формате.
Телевидение в Британии находится под строгим контролем государства, существует законодательная защита качества программ, стандарты «вкуса и приличия» и разнообразия. Закон о телевидении от 1954 предписывает соблюдение надлежащего баланса между развлекательными, информационными и культурными программами. Около четверти эфирного времени отдается документальным программам, дискуссиям, лекциям, новостям, обзорам и концертным программам. В эфире Би-би-си отсутствует какая-либо коммерческая реклама. На телевидении и радио не позволяется размещать оплаченную политическую рекламу, но во время и между всеобщими выборами телеканалы обязаны показывать определенное количество передач, созданных и представляемых партиями. Любые политические события, согласно закону, государственные и коммерческие станции обязаны освещать беспристрастно.
Кинематография. 1960-е стали началом собственно британской киноиндустрии. Коммерческие фильмы производятся и распространяются компаниями «Артур Рэнк корпорейшн» и «Ассошиэйтед Бритиш Пикчерз Корпорейшн». Имеется несколько независимых небольших компаний, выпускающих короткометражные фильмы. Деньги на производство картин предоставляются правительством через Управление по торговле или Национальную Корпорацию по финансированию кино, которая получает значительную часть своих средств за счет налогов на входные билеты.
|