Трудно переоценить значение восприятия образа страны или
интеграционного объединения, как, например, ЕС, в мировых делах. Этот
образ оказывает влияние на текущие политические решения, на
инвестиционную стратегию, на все аспекты международного сотрудничества,
деловые и личные контакты. В конечном счете, речь идет об отношении к
стране со стороны людей, не живущих в ней: нравится ли им она, уважают
ли они ее, интересно ли туда поехать, можно ли там успешно вести бизнес.
Образ страны может иметь значительные положительные или отрицательные
последствия.
Что формирует имиджевые и репутационные черты государств? Самые
разные составляющие – известные исторические события, войны, торговля,
путешествия, пропаганда, СМИ. Образ страны – не статичный продукт, он
меняется с течением времени, находится в зависимости от
социально-экономических и политических условий, а также определяется
усилиями по его положительному формированию и продвижению, которые
прилагают правительства.
И Россия, и Испания имели и имеют яркие, сильные образы в глазах
остальной Европы. Позитивные или негативные – это особый вопрос. Но
образ, построенный на сложившихся стереотипах, узнаваемый во всем мире,
безусловно, существует.
Каковы стереотипы представлений об Испании? Если задать этот вопрос в
разных аудиториях, то услышим вполне традиционный набор. В него войдут
солнце, фиеста, сиеста, фламенко, коррида. Обязательно будут упомянуты
вино, паэлья, симпатичные люди, футбол, «Реал Мадрид», оливки и т.д.
Одним словом, tierra de siesta y fiesta (земля праздников и сиесты).
В отношении России за рубежом возникают в настоящее время довольно
банальные ассоциации. Расположим их в зависимости от того, как часто они
повторяются. Это газ, водка, медведь, матрешка, балалайка, самовар,
березка, КГБ.
Сейчас стало модно ссылаться на «карту стереотипов», созданную
болгарским художником и публицистом Янко Цветковым, где представлены
разные страны Европы. Эта карта – условна, да и искусственна, хотя этот
сайт посетили уже более 500 млн. пользователей. Так вот, Испания на этой
карте – страна фламенко, а Россия – газовая кладовая Европы (1).
Стереотипные обобщения часто используют политики и дипломаты, не
говоря уже о журналистах. Жаль – страны сами по себе намного интереснее,
богаче, ярче, чем их стереотипные обобщения. Тем не менее, в настоящее
время и Россия, и Испания борются за свой новый имидж, новый бренд и
старательно продвигают его на мировой арене.
Обе страны интересны и необходимы друг другу в политической,
экономической и культурной сферах. Они, несмотря на географическую
удаленность, объединены особым пространством.
Говорить о схожести поведения, характеров и исторической судьбы русского и испанского народов уже стало общим местом.
И Россия, и Испания пережили господство и влияние чужой цивилизации
(хотя и в разный исторический период). Обе страны смогли найти силы и
испытать пассионарный толчок, чтобы сбросить чужеземное иго
(татаро-монгольское иго и арабское владычество в случае с Испанией) и в
то же время воспринять другую культуру и впитать в себя лучшее, что
принесли им завоеватели. Обе страны создали новые цивилизации: испанцы –
ибероамериканскую, начав экспансию на Запад, русские – евроазиатскую,
продвигаясь на Восток до Тихого океана.
В разные периоды исторического развития можно найти схожие параллели и
в социально-политическом, и культурном развитии наших стран. Вот только
некоторые из них: наполеоновские войны и героическое сопротивление
захватчикам народов России и Испании, жесточайшие по накалу гражданские
войны, тоталитарные диктатуры Франко и Сталина (при всем их различии),
переход к либерализации и демократизации общества, существование
национальной проблемы в настоящее время.
Многие философы и мыслители отмечали общие психологические черты и
духовные поиски, связывающие русский и испанский народы. Сравним
высказывание испанского дипломата и историка Сальвадора де Мадариаги,
долго жившего в США, о сущности испанского характера, со словами Николая
Бердяева, который много размышлял о сути русского человека в годы
эмиграции во Франции.
«Испанский характер полон противоречий. К нему применимы такие
прилагательные как жесткий и человечный, смиренный и бунтующий,
энергичный и ленивый. Испанцы спонтанны и преисполнены достоинства, они
демонстрируют все то, что мы можем называть человеческим микрокосмосом.
Это люди страсти, они могут концентрировать силу воли перед лицом особых
обстоятельств, они способны на сверхчеловеческие поступки», – пишет С. де Мадариага (2, c. 66).
Николай Бердяев, говоря о русских, подчеркивает такие черты как
анархизм, спонтанность, неудовлетворенность. Русская душа, пишет он,
представляет собой сочетание разнородных сущностных начал:
«неисчислимого количества тезисов и антитезисов – свободы и
порабощенности, революционности и консерватизма, новаторства и
инертности, предприимчивости и лени» (3).
А вот как подается русский характер в глазах современных испанских
авторов: «бравада, сердечность, коммуникативность, гостеприимство,
спонтанность, склонность к меланхолии, примат сердца над разумом, дух
противоречия. Неприязнь к прагматизму» (4).
Нельзя отрицать, что русские и испанцы, в отличие от других
европейских народов, живут больше чувством, чем головой. Они полагаются
на интуицию. Для них традиции, в том числе религиозные, несмотря на
секуляризацию (в России в годы советской власти, в Испании в настоящее
время), значат больше, чем технологические инновации и материальные
интересы. Трагическая фигура Дон Кихота, ставшая символом мира
испанского языка, чуждая западному прагматизму, так хорошо была понята и
прочувствованна именно в России. Об этом писал И.С. Тургенев (5,
с.168). Вторя ему, позднее испанский философ Мигель де Унамуно
утверждал, что в России лучше всего поняли сущность Дон Кихота.
Ярко проявляется близость наших народов и в экспрессии чувств –
любви, ненависти, дружбы, способности прийти на помощь, в страдании.
«Наверно, нет никакой другой страны, которая могла бы выдержать столько
страданий и лишений, как Россия, только наш несчастный народ Испании
может с ней в этом сравниться», – писал испанский публицист, свидетель
послереволюционных (1917г.) событий в России (6, c.71).
На наш взгляд, говорить все же нужно не столько о схожести характеров
и исторической судьбы двух стран, сколько об их совместном отличии от
судьбы и истории общеевропейской, и даже об определенном комплексе
неполноценности, который преследовал Россию и Испанию на протяжении
долгого исторического периода, их ощущении «пребывания с края Европы».
В 1916 году молодой русский музыкант Сергей Прокофьев по пути из
Франции терпеливо дожидался на испанской границе, когда закончится
подготовка поезда в связи с разницей в размерах железнодорожной колеи в
Испании и остальной Европе. Он записал в своем дневнике, что чувствует
так, будто возвращается к себе домой. Еще он записал, что в Испании все
должно быть по-другому, не так, как в остальной Европе (7). Вот это –
«не так, как в остальной Европе» продолжает сохраняться и в наши дни.
Несомненно, это сближает наши народы.
Россию западноевропейцы всегда обвиняли в отсутствии привычных для
них черт цивилизации, системы ценностей. В глазах западноевропейцев тех
давних времен, Россия – дикий, варварский, закрытый и огромный край,
отступивший от истинной веры.
Испанию, сформировавшуюся на крайнем западе европейского континента, начиная с VIII века, в Западной Европе вообще считали Востоком, причем периферией Востока, варварской, непонятной, архаичной, странной. По словам испанских историков, возникла «черная легенда» об
Испании (8), появление которой было обусловлено долгим мусульманским
присутствием, и это создало образ людей диких, нетипичных, крайне
религиозных, агрессивных, воинственных.
В конце XVIII века возникает другая легенда об Испании – «желтая» (9).
Легенда о романтической Испании со всеми специфическими атрибутами:
веера, мантильи, дуэньи, плащи, шпаги, серенады под балконом, страстная
любовь и т.п. Она благодатно легла на русскую почву, что нашло отражение
в многочисленных художественных произведениях с испанским «колоритом»
на протяжении всего XIX века.
Напомним в этом контексте пародийный образ «Желание быть испанцем», созданный Козьмой Прутковым:
Тихо над Альямброй,
Дремлет вся натура,
Дремлет замок Памбра.
Спит Эстремадура!
Дайте мне мантилью,
Дайте мне гитару,
Дайте Инезилью,
Кастаньетов пару (10, с.69).
По причине закрытости страны и долгой изоляции в годы диктатуры
Франко (своего рода «железный занавес») образ Испании, как отсталой
страны «пиратов, цыган, тореро, Кармен», культивировался в Европе.
Только когда Испания открыла свои границы для иностранных туристов –
начиная с 60-х годов XX века, этот образ стал меняться. Лозунг «вернемся
в Европу» сделался ключевым для тогдашнего испанского руководства.
После 1975 года начался активный процесс демократизации страны, а
вступление в Европейский Союз означало для Испании особый исторический
этап включения в общеевропейский контекст. Поэтому можно сказать, что
упомянутый комплекс неполноценности активно преодолевается.
В настоящее время испанские правящие круги делают очень многое для
создания привлекательного международного имиджа Испании. При этом широко
задействована так называемая политика «мягкой силы» – potencia blanda (11,
c.258). Культурные, пропагандистские и прочие меры предназначены для
позиционирования испанского государства как открытой миру, динамично
развивающейся, демократической страны, располагающей огромным
историко-культурным достоянием и уникальным туристическим потенциалом.
Проект, получивший название marca-pais
ставит целью формирование национального бренда, подобно тому, как
промышленные компании в целях рекламы своей продукции создают
собственные торговые марки. Для создания бренда необходимо время,
гибкость и способность к адаптации в условиях перемен. В то же время
бренд должен отражать «эмоциональные ценности» (valores emocionales).
Желательно, чтобы в бренде присутствовала формула успеха и коммуникация.
Также можно найти логотип по примеру, как это делают известные компании
(identidad visual).
И еще очень важно: создавая новый образ, бренд – нельзя лгать, это
только повредит восприятию. В рамках этой кампании большое место
уделяется продвижению испанского языка, его активному изучению за
рубежом и на многочисленных курсах для туристов внутри страны. Большую
роль в проекте marca-pais играет Институт Сервантеса, имеющий свои
отделения более чем в 60 странах, в том числе и в России. Логотип этого
Института, а также понятия «испанидад» (hispanidad) – буква N.
Политика испанского бренда дает хорошие результаты и имеет
большое будущее, несмотря на издержки от экономического и финансового
кризиса, который ударил по экономике страны. В настоящее время Испания
занимает второе место в мире (после Франции) по числу иностранных
туристов – около 60 млн. ежегодно. На Всемирной выставке в Шанхае
испанский павильон был в четверке наиболее посещаемых. Испания на этой
выставке позиционировалась как «страна современная (moderno y plural),
развивающаяся в духе сотрудничества, с уважением к окружающей среде, со
способностью к инновациям, солидарной и равной, с одинаковыми условиями
для развития мужчин и женщин (12).
Интересно, что победа на чемпионате мира по футболу значительно
повлияла на положительный образ страны за рубежом, подпорченный
кризисом. Эта победа дала людям веру в себя, укрепила дух солидарности,
даже на время стерла националистические проблемы, писали испанские
газеты. Говорили даже о начале роста ВВП и изменении в лучшую сторону
экономической ситуации, росте потребления (13).
На протяжении истории в сознании испанцев, также как и в сознании
россиян, существовали разные представления друг о друге, причем иногда
прямо противоположные одновременно, как это было в годы гражданской
войны в Испании. К сожалению, образ России в глазах испанцев в настоящее
время, в силу множества объективных и субъективных причин, носит отрицательный характер.
Россия для простого испанца ассоциируется с мафией, коррупцией,
олигархами, авторитаризмом, цензурой, энергетическим шантажом,
живучестью постимперского синдрома. Этот образ во многом формируется под
влиянием СМИ. Большинство статей в главных газетах Испании –
алармистские, присутствуют сенсационные разоблачения, жесткая критика
без глубокого анализа событий. Активно используются журналистские приемы
– авторская логика изложения, избранные лингвистические единицы,
специально подобранный видеоряд. Освещаются практически только
недостатки, присущие российскому обществу, и, как правило, пугающие
обывателей.
В то же время, справедливости ради, надо сказать, что в правящих,
академических и кругах интеллектуальной элиты этот образ России менее
критичен. Но не они формируют общественное мнение.
Представления о России во многом также складываются под влиянием
мнения испанских бизнесменов, работающих в нашей стране (В России
присутствуют более 300 испанских компаний). Их озабоченность вызывают
налоговые и таможенные процедуры, бюрократия и коррупция, хотя и
признаются интеллектуальный багаж, личная культура и образованность
российских партнеров.
Простые испанцы, посетившие российские города в качестве туристов, не
преминут заметить плохое обслуживание, пробки на дорогах, недружелюбие,
грубость, отсутствие трудолюбия, низкие зарплаты большинства населения,
резкое классовое расслоение. Отрицательное впечатление оставляют в
Испании и многие из 500 тыс. российских туристов, посещающих ежегодно
эту страну.
Нельзя не отметить, что в Испании всегда ценили и ценят русскую
культуру, восхищаются достижениями России в науке, искусстве, спорте,
образовании. Признается, что современная Россия стала самостоятельным
политическим, экономическим и военным игроком в отличие от 90-х годов
прошлого века, что ее национальные интересы не должны обязательно
совпадать с интересами западных держав, и что она имеет полное право эти
свои интересы отстаивать (14).
России есть чему поучиться у Испании в продвижении своего
положительного образа. Прежде всего, нужно внимательно изучить и,
возможно, использовать наработанный испанцами опыт формирования и
функционирования государственных механизмов в создании национального
бренда. Пора отказываться от известных шаблонных приемов в представлении
нашей страны, пропагандировать ее современный облик: реформы,
положительные изменения в обществе, курс на модернизацию и инновации,
развитие предпринимательства, высокий уровень образования, достижения
культуры. Словом, активно и творчески информировать о себе мировое
сообщество, что будет способствовать укреплению российских
геополитических интересов.
Елена АСТАХОВА, к.и.н., доцент кафедры испанского языка МГИМО
|